После окончания Орегонского университета Фил Найт продолжил свое обучение в Стэнфордском университете, где получил степень MBA. В ходе обучения он написал статью о том, что центр производства кроссовок в Германии может быть перемещен в Японию, где рабочая сила обходится дешевле. Найт считал, что такая обувь будет конкурировать с популярными брендами того времени.
В 1962 году Найт отправился в Японию, чтобы проверить свою идею. Там он заключил сделку с группой японских бизнесменов из компании Tiger на поставку популярной в Японии обуви в США.
Найт предложил свою идею нескольким инвесторам, но в конечном итоге решил запустить проект самостоятельно. Он обратился за помощью к своему давнему тренеру Биллу Бауэрману, который убедил его, что сотрудничество между ними будет выгодно для обоих. Таким образом, 25 января 1965 года была основана компания Blue Ribbon Sports в Юджине, Орегон.
После основания Blue Ribbon Sports Найт начал продавать импортированную обувь из багажника своей машины. Скоро стало понятно, что дешевые, но высококачественные альтернативы Adidas и Puma, которые на тот момент доминировали на рынке, пользуются спросом.
Первые успехиВ 1965 году Бауэрман предложил компании Tiger новый дизайн кроссовок, который имел комфортную и прочную подошву, обеспечивающую лучшую поддержку во время бега. Новые кроссовки получили название Tiger Cortez и были выпущены на рынок в 1967 году, сразу же завоевав популярность.
Однако примерно в это же время возник конфликт между Blue Ribbon Sports и компанией Tiger.
- Найт утверждал, что японская компания пыталась прекратить сотрудничество с Blue Ribbon Sport и разрушить компанию.
- Tiger обвиняла Blue Ribbon Sports в продаже собственной версии Tiger Cortez под новой линией обуви Nike.
В 1971 году Blue Ribbon Sports и Tiger прекратили сотрудничество, после чего Tiger подала в суд на Blue Ribbon Sports. Судья разрешил обеим компаниям продавать свои версии модели Tiger Cortez. Nike продолжила производство этих кроссовок под названием Nike Cortez, а Tiger создала свою версию, названную Tiger Corsair. Позже Tiger Corsair были переименованы в Asics Tiger.
После разрыва с Tiger, Blue Ribbon Sports переименовалась в Nike. Изначально Найт хотел назвать компанию Dimension 6, но первый сотрудник компании, Джефф Джонсон, предложил название Nike в честь греческой богини победы Ники, после того как увидел ее во сне. Для создания логотипа, Бауэрман и Найт обратились к студентке факультета дизайна из Университета штата Орегон, Кэролин Дэвис. Она создала дизайн с галочкой, за который получила всего $35, но в 1983 году Найт подарил ей 500 акций компании.
Новый бренд Nike появился 30 мая 1971 года и продолжил успех Blue Ribbon Sports, благодаря модели Tiger Cortez и инновационному дизайну подошвы Waffle. Бауэрман придумал дизайн подошвы Waffle, заметив бороздки на вафлях, которые приготовила ему жена, во время завтрака.
Эти кроссовки принесли Nike огромный успех, который продолжили и другие модели. В первые годы компания продолжала уверенно расти, а в 1980 году вышла на IPO. После этого Найт превратился в миллионера, владеющего акциями стоимостью $178 млн.
Популярности Nike способствовали и продуманные рекламные компании. Самая известная из них — Just Do It 1988 года, которая, предположительно, была вдохновлена последними словами американского преступника Гэри Гилмора перед расстрелом (Let's do it).